Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»…...

закреплять и накапливать в виде знаний орудий например классическая музыка переходящая в более современные формы такие как джаз или рок улучшение духовных процессов и состояний человека где автор утверждает поскольку такие формы искусства как картины обладают физической формой можно утверждать она включается в культурный контекст
0

Трудно назвать другое понятие, которое имело бы столько же смысловых оттенков, сколько имеет слово «культура»… Обобщая случаи обыденного и научного словоупотребления, можно сказать, что в самом широком и первоначальном смысле культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе, в общественных отношениях, в самом себе. Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности. Специфика культуры, как явления, состоит в присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей. Культура выражает, прежде всего тот аспект общественной жизни, который связан с преемственностью. В соответствии с разделением деятельности на материальную и духовную принято различать материальную и духовную культуру. Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно. Иначе пришлось бы отнести искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов — к культуре духовной. Правильнее считать материальной культурой те вещи, орудия, навыки, знания, которые являются продуктом материального производства или обслуживают повседневную жизнь общества. К духовной культуре следует отнести продукты духовного производства, а также эстетические ценности, выраженные средствами искусства. Если материальная культура воплощает степень практического овладения человеком силами и веществами природы, то духовная культура – это внутреннее богатство сознания, степень развитости самого человека. (Э. В. Соколов.)

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
  2. Какими словами автор характеризует преемственность культуры? Подтвердите наблюдения автора собственным примером.
  3. Найдите в тексте и выпишите любые два определения культуры.
  4. На уроке возник спор о том, к духовной или материальной культуре относить известную картину. Учитель, к которому обратились за советом, сказал, что такая постановка вопроса неверна. Найдите в тексте объяснение позиции учителя. Какой фрагмент текста мог бы разрешить спор учащихся?
  5. Русский философ С. Франк считал, что "железные дороги, телеграфы и телефоны, вообще вся техника сама по себе не есть культура". Согласны ли Вы с этим

avatar
задан 5 месяцев назад

2 Ответа

0

  1. План текста:

    • Широкое и первоначальное понимание культуры
    • Специфика культуры и преемственность
    • Разделение культуры на материальную и духовную
    • Определения культуры
    • Разрешение спора о картине
  2. Автор характеризует преемственность культуры словами "присущей ей способности вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей". Это подтверждается, например, тем, что классическая литература или искусство, созданные давно, до сих пор остаются актуальными и влияют на современное общество.

  3. Определения культуры из текста:

    • Культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование, сознательное выделение того, что человек находит готовым, данным, стихийно возникшим в окружающей его природе.
    • Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.
  4. Учитель вероятно ссылается на то, что нельзя четко разграничить, к какой категории отнести картину, так как она может одновременно содержать как материальные элементы (краски, холст), так и духовные (идеи, эмоции, творческий подход). Фрагмент текста, который мог бы разрешить спор учащихся, это: "Провести между ними грань по принципу: «из чего сделан» предмет, по-видимому, невозможно."

  5. Согласиться или не согласиться с высказыванием С. Франка можно в зависимости от того, как понимать понятие культуры. Если считать культурой только духовные проявления человеческой деятельности, то можно согласиться с ним. Однако, если учитывать и материальные аспекты культуры, то техника и инновации также могут быть важным элементом культуры.

avatar
ответил 5 месяцев назад
0

  1. План текста: 1.1 Определение и сущность культуры (введение в понятие культуры, её создание и усовершенствование). 1.2 Специфика культуры и её преемственность (способность культуры накапливать и передавать результаты деятельности поколений). 1.3 Разделение культуры на материальную и духовную (описание и различие между материальной и духовной культурой, проблема их разграничения).

  2. Автор характеризует преемственность культуры словами "способность вбирать в себя, закреплять и накапливать в виде знаний, орудий, произведений и т.д. результаты труда и мысли многих поколений людей". Пример преемственности культуры может быть таким: классическая музыка, которая включает в себя композиции, написанные сотни лет назад (например, Бах или Бетховен), до сих пор исполняются, изучаются и вдохновляют современных музыкантов на создание новых произведений.

  3. В тексте приведены следующие два определения культуры:

    • Культура есть нечто, созданное человеком; она предполагает использование, улучшение, усовершенствование.
    • Культура в современном понимании есть совокупность материальных и духовных продуктов человеческой деятельности, духовных процессов и состояний человека, видов и результатов его деятельности.
  4. Учитель правильно указал, что грань между материальной и духовной культурой провести сложно, так как "искусство, существующее всегда в какой-то телесно-вещной форме, к материальной культуре, а скажем, знания о выплавке металлов — к культуре духовной". Это объяснение разрешает спор, указывая на то, что культурные объекты могут одновременно принадлежать и к материальной, и к духовной культуре.

  5. По поводу мнения С. Франка: я согласен, что техника сама по себе не является культурой в полном смысле этого слова, если рассматривать культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых человеком для выражения идей, чувств и духовных стремлений. Техника является лишь инструментом, который может быть использован в культурных целях, но сам по себе не несет культурного содержания, если не включает в себя человеческого вклада в виде дизайна, инноваций или искусства.

avatar
ответил 5 месяцев назад

Ваш ответ

Вопросы по теме