Конечно, увлечение лишь инструментальной стороной общения, то есть обменом информацией, действительно может заслонить его духовную (человеческую) сущность. Рассмотрим три аргумента, подтверждающие ограниченность понимания общения только как информационно-коммуникативной деятельности.
Эмоциональная составляющая общения:
Общение не сводится только к передаче информации; оно включает в себя эмоциональные и психологические аспекты. Люди выражают через общение свои чувства, переживания и настроения. Например, дружба, любовь, поддержка и сострадание — это важные элементы человеческих взаимоотношений, которые невозможно передать только через информационный обмен. Когда человек рассказывает другу о своих проблемах, он ожидает не просто информации, но и эмоциональной поддержки, сопереживания. Игнорирование этой составляющей может привести к отчуждению и снижению качества отношений.
Социальная идентичность и принадлежность:
Общение играет ключевую роль в формировании социальной идентичности и чувства принадлежности к группе или обществу. Люди через общение узнают о культурных нормах, традициях, ценностях и ролях, которые помогают им понять свое место в социуме. Например, в семье дети учатся социальным ролям и нормам поведения, наблюдая и общаясь с родителями. Если общение будет сведено только к передаче информации, будет трудно передать культурные и социальные ценности, что может привести к утрате культурной идентичности и снижению уровня социальной сплоченности.
Творческая и саморазвивающая функция общения:
Общение способствует развитию личности и стимулирует творческое мышление. В процессе обмена мнениями и идеями люди не только получают информацию, но и развивают свои интеллектуальные и творческие способности. Например, в дискуссиях и спорах люди учатся аргументировать свою позицию, критически мыслить и находить новые решения проблем. Общение также может быть источником вдохновения и мотивации для самореализации. Ограничение общения только до информационного обмена может затормозить личностное развитие и снизить творческую активность.
Таким образом, общение как процесс включает в себя не только информационно-коммуникативную, но и эмоциональную, социальную и творческую составляющие. Игнорирование этих аспектов ведет к обеднению человеческих отношений и снижению качества социальной жизни.