«Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько отмобилизован, насколько полно используется.
Традиционные, статичные общества опираются, прежде всего, на опыт старших поколений. Такое общество боится стихии молодежи, сопротивляется реализации ее непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодежь по необходимости, механически, частично. Молодежь остается лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и в этом смысле – потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодежи. Если они не делают этого, то революции (или реформы) вскоре захлебываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человеческой жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодежи практически нет собственного прошлого, ее сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, дальновидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодежи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, который выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняющимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социальная функция молодежи в обществе».
(Ильинский И.М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодежи. М., 1995)
1) Какие два типа обществ выделяет автор? В чем видит различия между ними с точки зрения отношения к молодежи? 2) В чем автор видит основную функцию молодежи в обществе? Что ей помогает реализовать эту функцию? 3) Как, по мысли автора, должны относиться реформаторы к потенциалу молодых? Опираясь на знания из курсов обществознания и истории, покажите, что вовлечение молодых в политические процессы не всегда ведет к положительным последствиям. 4) Автор считает, что в традиционном обществе молодежь можно отнести к потерянным поколениям. Чем он обосновывает это положение? Разделяете ли вы этот вывод?