Как возникают деньги? Понятно, что Робинзону Крузо на необитаемом острове деньги были не нужны. Он не мог питаться золотыми монетами. Даже если бы Робинзон обменивался с Пятницей, например, получая рыбу в обмен на доски, они оба могли не беспокоиться по поводу денег. Ситуация, при которой могут возникнуть деньги, имеет место только тогда, когда общество расширяется за пределы нескольких семей.
Чтобы уяснить себе смысл существования денег, мы должны вначале понять, почему люди вообще занимаются обменом. Ведь обмен лежит в основе денег и всей экономической жизни. В сущности, без обмена не было бы общества. Очевидно, что добровольный обмен возможен потому, что каждая сторона ожидает, что в результате она получит какую-то выгоду, улучшит ситуацию по сравнению с ситуацией, существовавшей до обмена.
Обмен означает соглашение между А и Б о передаче товаров и услуг, принадлежащих одному человеку (А), за товары и услуги другого человека (Б). Очевидно, что это выгодно обоим, поскольку каждый из них ценит то, что получает, больше, чем то, от чего отказывается. Скажем, когда Робинзон меняет некоторое количество досок на рыбу, то рыбу, которую он «покупает» у Пятницы, он ценит больше, чем доски, которые он «продает». В тоже время Пятница, напротив, ценит доски больше, чем рыбу.
Главной причиной такой широкой распространённости является огромное природное разнообразие. Каждый человек обладает своим уникальным набором талантов и способностей. Каждый участок земли отличается своими уникальными характеристиками, своими специфическими ресурсами. В основе обмена лежит факт этого внешнего, данного природой разнообразия. Люди меняют пшеницу Канзаса на железо Миннесоты, медицинские услуги на мастерство скрипача. Специализация дает каждому человеку возможность развивать свои таланты, а каждому региону – использовать его специфические ресурсы. Если бы никто не мог обмениваться, если бы каждый человек был вынужден полагаться только на самообеспечение, большая часть человечества умерла бы от голода, а оставшиеся с трудом поддерживали бы существование. Обмен является источником жизненной силы не только экономической деятельности, но и самой цивилизации.
С 1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С 2. Как автор характеризует обмен? Приведите три характеристики.
С 3. В тексте отмечается,что обмен лежит в основе всей экономической жизни.С опорой на текст,собственный социальный опыт,полученные знания подтвердите или опровергните это утверждение(приведите два аргумента своей позиции)
С4 Что,по мнению автора,заставляет человека заниматься обменом?
Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт,проиллюстрируйте двумя примерами эти мотивы.
С5 Древнегреческий поэт Гомер,упоминая о некоторых видах оружия,использовавшегося греками при осаде города Трои,в своей поэме "Илиада2 оценивал его стоимость не количеством денег.а количеством быков.Обьясните,с чем была связана подобная оценка стоимости предметов вооружения.Приведите фрагмент текста,который может быть проиллюстрирован данным примером.
С6 Автор текста утверждает,что главной причиной широкой распространенности обмена является огромное природное разнообразие.Приведите два аргумента в защиту или в опровержение этой точки зрения.