Ситуация, в которой девятилетний Саша копирует поведение отца и помогает маме с тяжелыми сумками и уборкой, является примером социализации. Давайте рассмотрим предложенные варианты и определим, какой из них наиболее подходит для описания этой ситуации:
Целенаправленное воспитание в семье: Этот вариант предполагает, что родители сознательно и систематически учат ребенка определенным нормам и правилам поведения. В данном случае, если бы отец или мать специально обучали Сашу помогать с сумками и уборкой, это можно было бы назвать целенаправленным воспитанием. Однако в описанном примере подчеркивается, что Саша копирует поведение отца, а не следует прямым инструкциям.
Стихийное воспитание в семье: Этот процесс происходит, когда ребенок усваивает нормы и модели поведения неосознанно, просто наблюдая за окружающими. Саша, видя, как его отец помогает матери, перенимает это поведение без целенаправленного обучающего воздействия. Поэтому данный пример можно рассматривать как стихийное воспитание.
Продолженная социализация: Этот термин обычно относится к социализации, которая продолжается на протяжении всей жизни человека, когда он усваивает новые нормы, роли и навыки в различных жизненных ситуациях. Поскольку Саша находится на этапе первичной социализации, когда он усваивает базовые социальные нормы и роли в семье, этот вариант менее подходит для описания данной ситуации.
Влияние дальней социальной среды: Этот термин чаще всего относится к воздействию более широкого социального окружения, включая школу, друзей, медиа и другие институты, которые влияют на формирование личности. В данном случае речь идет о непосредственном семейном влиянии, а не о широкой социальной среде.
Таким образом, наиболее подходящий вариант для описания ситуации с Сашей — это стихийное воспитание в семье. Саша неосознанно перенимает поведение отца, что является частью естественного процесса социализации, происходящего в семейной обстановке.