В социологии понятия "предписанный статус" и "достигаемый статус" используются для описания различных типов социальных позиций, которые человек может занимать в обществе.
Предписанный статус (аскриптивный статус) — это социальная позиция, которая определяется факторами, не зависящими от личных усилий индивида, такими как пол, возраст, раса, семейное происхождение и т.д. Этот статус присваивается человеку при рождении или в раннем возрасте и он мало подвержен изменениям в течение жизни.
Достигаемый статус (достигаемый статус) — это социальная позиция, которую индивид занимают благодаря собственным усилиям, выборам и достижениям. Этот статус может изменяться в течение жизни в зависимости от приложенных усилий, образования, карьеры и других факторов.
Теперь рассмотрим предложенные примеры:
а) Директор предприятия — это пример достигаемого статуса. Чтобы стать директором предприятия, человек, как правило, должен приложить значительные усилия: получить образование, накопить опыт, проявить лидерские качества и навыки управления. Данный статус не присваивается автоматически при рождении и зависит от достижений и профессионального пути индивида.
б) Студент вуза — также является достигаемым статусом. Для того чтобы стать студентом, человек должен успешно завершить среднее образование и пройти процесс поступления в высшее учебное заведение, который может включать экзамены, собеседования и другие оценочные процедуры. Этот статус отражает личные усилия и достижения в области образования.
в) Старшая сестра — это пример предписанного статуса. Этот статус определяется семейными обстоятельствами и порядком рождения в семье. Он не зависит от усилий или достижений индивида, а присваивается автоматически при наличии младших братьев или сестер.
г) Ученик старших классов — это достигаемый статус, хотя он и имеет элементы предписанного статуса. С одной стороны, статус ученика автоматически присваивается в силу возраста и образовательной системы, но, с другой стороны, чтобы попасть в старшие классы, ученик должен успешно завершить предыдущие этапы школьного образования. Поэтому этот статус можно рассматривать как комбинацию предписанного и достигаемого статусов, с акцентом на достигаемость через успешное завершение предыдущих этапов обучения.
Таким образом, предписанный статус чаще всего связан с факторами, не зависящими от человека, в то время как достигаемый статус требует активных усилий и личных достижений.